Психическое развитие ребенка: что надо знать родителям малыша - Моя ХАТА

Психическое развитие ребенка: что надо знать родителям малыша

В течение первого года жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Этот процесс требует постоянного контроля со стороны родителей. Все изменения, происходящие с малышом, необходимо внимательно отслеживать, чтобы в случае отставания физического и психического развития ребенка своевременно принять меры.

Малыши до года меняются очень быстро. Помимо стремительных физических изменений, развиваются восприятие, моторика, познавательные функции, закладываются основы речевых и социальных навыков. И, хотя каждому младенцу присущ индивидуальный темп формирования навыков и умений, тем не менее существуют общие нормы развития малышей до года.

Тестирование малышей от рождения до одного года

Тестирование малышей от рождения до одного года

С помощью простых тестов родители могут установить, насколько текущий уровень развития их ребенка соответствует параметрам, типичным для детей его возраста. Систематическое тестирование поможет своевременно выявить области, в которых имеются задержки развития, будь то речевая коммуникация, внимание, уровень возбуждения, психомоторные навыки или эмоциональная сфера.

На первом месяце жизни рекомендуется оценивать психическое развитие ребенка следующим образом:

  • Прикоснитесь пальцем к щечке младенца. Он должен повернуть голову, приоткрыть рот или произвести сосательные движения. Иногда, чтобы добиться реакции, приходится повторять прикосновения несколько раз.
  • В момент, когда малыш беспокоится, встряхните погремушку. Кроха должна затихнуть и прислушаться.
  • Проверьте, захватывает ли ребенок палец, который прикасается к его ладошке. Он должен схватить его сразу же и не отпускать.
  • Высоко поднимите плачущего ребенка и наклоните так, чтобы угол к горизонтали составлял примерно сорок пять градусов. Он должен затихнуть в момент подъема или сразу после смены положения.
  • Поместите младенца в затемненную область, включите фонарик, расположив его в метре от ребенка. Взгляд малыша должен фокусироваться на свете в течение 2-3 секунд.
  • К началу пятой недели жизни, а иногда и раньше, малыш уже способен улыбаться. Лежа на животе, он пытается поднимать голову.

Тестирование на втором месяце жизни:

  • Встряхните погремушку, оставаясь для ребенка вне пределов видимости. Он должен повернуться в сторону звука.
  • Непохожие звуки — свист, скрежет, стук — должны вызывать разную реакцию ребенка: неудовольствие, сосредоточение, возбуждение.
  • Подвесьте красный предмет на веревочку и перемещайте его вверх-вниз и по кругу. Глаза малыша должны двигаться вслед за ним.
  • Кроха осознанно улыбается взрослому, когда тот тормошит его, улыбается или разговаривает. Беспокоящийся ребенок замолкает, если слышит, что мама заговорила с ним. При лежании на животе он уже хорошо держит голову.

Третий месяц:

  • Удерживайте игрушку низко над ребенком. Случайно задев ее, он должен ненадолго замереть.
  • Кроха замечает и рассматривает яркие предметы, фокусирует на них взгляд дольше, чем на невзрачных объектах. Если пронести мимо малыша игрушку, он несколько секунд продолжает смотреть в ту сторону, куда она исчезла.
  • Лежащий на животе младенец опирается о поверхность ножками и предплечьями, приподнимает туловище.

Четвертый месяц:

  • Потрясите погремушкой снизу от кроватки и покажите малышу другую игрушку так, чтобы ему пришлось поворачивать к ней головку. Ребенок должен вертеть головой то к направлению звука, то к игрушке и в конце концов повернуться к игрушке.
  • Поговорите с ребенком немного. При резком прекращении разговора он будет смотреть в вашу сторону, тянуться, плакать и т. п.
  • Если ребенка пытаются взять на руки, он оживляется и напрягается.

На пятом месяце жизни:

  • Младенец долго рассматривает предметы, особенно яркие. Уверенно хватает погремушку.
  • Ребенок отличает близких людей от чужих, ласковый тон голоса от строгого. Активно гулит. Старается сесть, а при лежании на животе выпрямляет руки и опирается на ладошки.
  • Накройте голову лежащего на спине малыша пеленкой — он сможет самостоятельно стянуть ее с лица.

Шестой месяц:

  • Ребенок поднимает выроненные игрушки и не отдает свои игрушки взрослому, если тот пытается их отнять.
  • Кроха умеет переворачиваться на спину, пытается подползать к интересным предметам, умеет есть с ложки.
  • Оживляется при звуках своего имени. Появляется первый лепет.

На седьмом месяце жизни:

  • Если родитель находится рядом, но делает вид, что не замечает малыша, тот пытается привлечь к себе внимание: тянется, лепечет.
  • Карапуз уже активно ползает, встает на колени. Может сбросить с головы пеленку, лежа на животе.
  • Поинтересуйтесь у малыша, где находится определенный предмет (вещь должна быть хорошо знакома ребенку и занимать конкретное место в квартире). Ребенок будет искать предмет взглядом и в конце концов найдет его в положенном месте.

Восьмимесячный младенец:

  • Долго играет, выполняя с игрушками разнообразные манипуляции: хватает, бросает, катает, открывает и т. д. Пытается отнимать игрушки у взрослых.
  • По просьбе машет рукой, хлопает в ладоши. Делает попытки ходить.
  • Отчетливо произносит слоги.

На 9-10 месяце жизни:

  • Ребенок активно подражает жестам и действиям других людей, умеет выполнять просьбы: дай, сядь, лежи и т. п. Отыскивает предметы.
  • Откликается на свое имя и знает имена близких людей. Называет хорошо знакомые объекты (предметы, люди, животные) строго определенными, чаще односложными, словами.
  • Поднимается и стоит, не держась за опору. Может самостоятельно, с поддержкой за перила, подняться или спуститься по невысокой лестнице.

На 11-12 месяце жизни:

  • Ребенок начинает демонстрировать способность к обобщению: отличает куклы от машинок, машинки от животных и т. д.
  • Малыши к концу первого года жизни умеют нанизывать кольца от пирамидки и ставить кубики друг на друга, пытаются играть в сюжетно-ролевые игры: кормят плюшевых зверят, укладывают спать кукол и т. п.
  • Годовалые дети различают квадратные и круглые игрушки, правильно указывают на части тела, реагируют на запреты и просьбы, могут использовать бытовые предметы (чашка, расческа, ложка) по их прямому назначению.